Подписка на новости Новости

06.03.2018

Колея, которой место в музее

Житель Салехарда, собирая грибы в тундре недалеко от города, обнаружил часть обломанного рельса. Место находки он показал салехардскому краеведу Геннадию Сысолятину – от него мы узнали историю артефакта, которому уже более ста лет.

Однажды знакомый показал мне место, где он наткнулся на ржавый рельс длиной более четырёх метров, с двумя сколами по бокам. Судя по повреждениям, в девяностых годах его пытались вывезти трактором для сдачи в металлолом, но не смогли, бросили, и он пролежал в ягеле больше десятка лет, постепенно утопая в тундровом мхе.

Травой и песком с водой мы почистили ржавчину, после чего отчётливо прочиталось клеймо производителя на куске металла. Рельс был изготовлен в августе 1915 года на сталелитейном металлургическом заводе штата Иллинойс, США.   У нас в России в списке «раритетных рельс» такое изделие занимает третье место «по возрасту».  

 

ОТ СТАНЦИИ ДО СТАНЦИИ

До 1945 года наш «американский раритет» лежал на полотне железной дороги южного жаркого штата Флорида. Потом заокеанские капиталисты отправили списанный металлолом в Советский Союз по лэнд-лизу на восстановление народного хозяйства страны после войны.

В трюме морского грузового лихтера рельс совершил путешествие через Атлантический океан, по Норвежскому и Баренцеву морям до Архангельска. В 1948 году заключённые одного из лагерей ГУЛАГа перегрузили его на платформу и отправили прямым назначением по новой железной дороге от станции Чум через Полярный Урал на 501-ю стройку.

Из посёлка Лабытнанги его перевезли в Салехард либо по льду Оби на временной зимней железнодорожной переправе-ледянке, либо на железнодорожном пароме от двухуровневого причала с протоки Выл-Посл до такого же причала пирса на Мостострое, на правом берегу реки Полуй у Салехарда.

Интернет об этом ничего не знает. Стройка была секретная. На карте Генерального штаба Вооружённых сил СССР того времени мыс Корчаги прописан как мыс Коргачи. Попробуй-ка разберись! Американские шпионы не могли сюда попасть для сбора информации ни по Оби с юга, ни со стороны Обской губы с севера. Ни пешком, ни на оленях.

 

ОЖИВШАЯ СТРОЙКА

По историческим описаниям прошлого можно попытаться представить себе картину, как знойным июльским днём зеки выгрузили рельсы с платформы в женской колонне (может быть, колонии?), которая находилась на 235-м километре участка дороги Салехард – Надым, на правом берегу реки Полуй. Женщины бережно подняли на руки американского гостя из-за океана и уложили на шпалы. Работали под дулами автоматов и карабинов охранников и под лай свирепых овчарок. Стоя с двух сторон рельсового пролёта, одновременно всей бригадой ударами тяжёлых кувалд по костылям они припечатали рельс к шпалам на долгие сорок лет.

В тот жаркий день момент «торжественной укладки» приветствовало полчище разъярённых комаров и мошек – истинных кровопивцев фауны Ямала. Пищащие твари безжалостно ополчились на исхудавших девушек и женщин, большинство отбывали здесь свой срок рабства по надуманным ложным доносам и клевете. В стране социализма ряды безвинно осуждённых легко пополнялись государством по статье Указа 1947 года «За колоски».

Охранники зорко следили за заключёнными. Шаг в сторону от полотна дороги – у всех на глазах расстрел на месте при попытке к бегству. Бригадирша составила акт приёмки сдачи рельсового пролёта, и бригада дружно на руках понесла другой рельс на новый пролёт. Дневная норма укладки пролётов на полотне дороги была четыреста метров на бригаду.   Каждый день. Погода не в счёт.

 

НЕ ВЗЯЛИСЬ ЗА СТАРОЕ

Мы сообщили о находке рельса двум научным сотрудникам музея. По их оценке, исторически значимый артефакт времён ГУЛАГа мог бы стать экспонатом в музее. Чётко виден паспорт изделия и дата выпуска. Но в музее не нашлось сварочного аппарата, чтобы отделить от четырёхметрового куска железа пригодную для экспозиции часть рельса.

Сегодня март 2018 года. Шестьдесят девять лет рельс «гостит» у нас на Ямале. Надеюсь, когда-нибудь «американец» займёт достойное место в музее… А пока – пусть лежит. Может, его ещё увидят американцы.

Геннадий Сысолятин

 

Остальные новости раздела