Подписка на новости Новости

13.02.2018

Очень важно смотреть в пустоту

Почему рисовать комиксы – это странно, рассказала талантливый молодой иллюстратор книг Юлия Никитина.

В детстве у неё была книга фантастических комиксов, так сильно запавшая в душу, что классическое художественное образование и питерская школа иллюстраторов не помешали  ей «докатиться» до комиксовой культуры.

Юля родилась и выросла в Салехарде, в историческом районе старого речного порта, училась в Тюмени и Санкт-Петербурге. Несмотря на хороший опыт работы в иллюстрировании книг самых разных, в том числе  зарубежных, авторов, Юле очень дорога одна книга с незамысловатыми на первый взгляд чёрно-белыми сериями рисунков. Это её личная книга о Салехарде – «Полуночная земля». Тираж «Земли» разошёлся очень быстро уже к концу декабря 2017 года.

– Для тех, кто живёт в Москве или Питере увидеть картинки пустынного городка сложно, так как там застроено всё, – рассуждает она. – И это застроенное пространство ты можешь проезжать несколько часов. А художнику очень важно просто смотреть в пустоту, в которой нет ничего, что мешает взгляду. Это как смотреть с салехардской дамбы вдаль. Ты видишь пустой лист, который не мешает тебе думать, но вдохновляет на творчество. Ещё пустоту часто можно увидеть в Салехарде поздно вечером, когда синие сумерки, светофоры мигают желтым цветом и улицы безлюдны.

На творческой встрече, которая проходила в Национальной библиотеке Ямала, каждый мог пообщаться с художницей и приобрести издания, где есть иллюстрации Юлии Никитиной.

– Когда я училась в 10 классе, снесли здание речного вокзала в моём родном районе, –рассказывает Юлия. – Да, само здание казалось многим некрасивым, ветхим, но оно было таким близким, оно было свидетелем моего детства. И я запомнила это ощущение: когда места, которые тебе дороги, неожиданно меняются, исчезают, перестраиваются. Это стало большим мотиватором, когда я начала создавать книгу комиксов «Полуночная земля» – о своей жизни, учёбе, становлении в профессии, и, конечно, о Салехарде в том числе.

По признанию автора, работа над книгой шла легко и быстро. Потребовалось всего 6–7 месяцев на создание рисунков, а вот написание сценария потребовало особой сосредоточенности.

 – С ним возилась очень долго. В собственной жизни людям важно очень много, но тем не менее необходима выборка ключевых моментов. Выбрать из своей автобиографии что-то действительно значимое для книжного повествования не так просто.

Иллюстратор отметила ещё одну необычную сложность, возникшую во время создания художественных образов. Она смутно помнила свою детскую одежду, и нарисовать её нужно было так, чтобы у читателя не возникло сомнений в реалистичности образа.

– Здесь помогло обращение к старым фотографиям, не только из личного архива, к видеозаписям, к иллюстрациям того времени. Точность формы шубы и шапки ребёнка очень важны, так как в то время все носили примерно одно и то же. И такие шубы и шапки носили дети по всей стране. Это пример того, как удачно воссозданный образ в книжной иллюстрации даёт ощущение причастности, узнавания.

По какому принципу выбираются сказки для иллюстрирования?

– Обычно дают книгу, к которой прилагается так называемое техзадание, в том числе и по количеству иллюстраций. Можно предложить и что-то своё. Гораздо хуже, если к текстам книги техзадание не прилагается, а тебе говорят: «Ну, нарисуй что-нибудь своё». Потому что после первой иллюстрации на свой вкус тебе говорят: «Не, не совсем то, давай другое» – и продолжаться так может достаточно долго. Поэтому всегда лучше, если заказчик более-менее точно знает, какой результат ему нужен, то есть подходит к процессу более ответственно.

Юлия рассказала, что её профессиональному признанию среди издателей и иллюстраторов способствовали социальные сети. Как она говорит, «пяти лет в интернете было достаточно». Это значит, что рассказывая о своём творчестве, хобби в интернете, талантливый человек обязательно найдёт заказчиков. Первые заказы, по словам Юлии, были очень небольшими, на одну-две картинки, портрет, зарисовки.

– Для обычного художника рисовать комиксы – задача странная и тяжёлая. Художнику сложно вообще придумать какую-то историю в комиксах. Это особенный жанр, который требует не только техники, но и искреннего интереса. Это ближе к работе аниматора, даже кинооператора. Постигать основы мне приходилось самостоятельно, так как в России нет соответствующего профильного обучения. Преподаватели к нему были настроены весьма скептически. Даже мама моё увлечение комиксами сначала не поняла.  Но у меня большие планы, одной книгой не ограничусь.  Сейчас занимаюсь адаптацией классической книги. Да, классиков тоже можно преподнести в комиксах. Например, есть адаптация «Войны и мира», «Мастера и Маргариты», «Преступления и наказания», «Медного всадника». То есть жанр хоть и необычен, но свою нишу занимает.

Нина Фальшунова, фото автора

 

Остальные новости раздела



Яндекс.Метрика